Скачать

Полнометражный игровой фильм "Премьера"

Молодая женщина репетирует в самодеятельном театре «Ромео и Джульетту» Шекспира.

Вот и весь сюжет.

Но она не просто женщина, и театр этот – не просто театр.

Она – заключенная исправительно-трудового лагеря, отбывающая срок по «знаменитой» 58 статье. 10 лет лагерей. До этого – еще 3 года. И никакой надежды выйти на свободу.

Театр этот – театр заключенных ГУЛАГа. Время действия – конец 30-х годов.

Ее забрали с последнего курса театрального училища. В дипломном спектакле она должна была сыграть Джульетту. Не сыграла.

Теперь, ради своей постановки, героиня готова пойти на все. Поначалу ей движет инстинкт самосохранения – ее освобождают от работ на урановом руднике, где ежечасно приближаются к смерти заключенные лагеря. Но вскоре работа над спектаклем полностью захватывает ее – и служение Театру, Искусству, Зрителю наполняет ее жизнь новым смыслом.

Ужасы лагерного ада то и дело напоминают о себе. Но Анне Никольской удается пройти через все испытания, сохранив в чистоте свою душу,- ради того, чтобы в финале, на премьере  спектакля увидеть обращенные к ней благодарные, полные чувств лица ее зрителей, освещенные изнутри огнем, который она зажгла в их душах.

 

Толчком к написанию сценария стала книга воспоминаний Анны Никольской о годах, проведенных в лагере ГУЛАГа и о самодеятельном театре, режиссером и актрисой которого она была в годы заключения. Ее воспоминания и дали толчок к работе над сценарием, а сама Анна Борисовна стала прообразом главной героини будущего фильма.

А дальше история стала обрастать героями, деталями, подробностями. Работая над сценарием, мы стремились к максимальной достоверности, правде происходящего, поэтому для работы был использован огромный пласт воспоминаний заключенных ГУЛАГа.

И вместе с тем нам хотелось выйти на уровень обобщений. Поэтому была введена постановка именно шекспировской пьесы, и именно «Ромео и Джульетты» – как находящейся на другом полюсе, в другом мире по отношению к лагерю.

Именно поэтому все в сценарии от первого до последнего слова – вымышлено – и вместе с тем в нем нет ни слова неправды.

Сегодня очень модно жить одним днем, не думать ни о прошлом, ни о будущем. Это относится не только к отдельным людям, но и к истории в целом. Никто не хочет оглядываться назад, всматриваться в свое прошлое: потому что и страшно, и стыдно.

Но мы не хотим никого пугать или стыдить. Мы не хотим рассказывать об ужасах Гулага, о которых уже так много сказано. Мы хотим рассказать совсем другую историю: историю триумфа человеческой души над самыми страшными обстоятельствами.

Нашим фильмом мы надеемся заставить зрителя чувствовать и думать. Плакать – слезами, которые делают душу чище. Смеяться – потому что в жизни есть не только печаль, но и радость, и надежда.

Мы хотим рассказать историю о людях, которые потеряли всё: свободу, родных, дом, здоровье, честь. Но, несмотря на это, голодные, умирающие, униженные и наказанные за преступления, которых не совершали, они сумели обнаружить и сохранить в себе достоинство, самоуважение, надежду. И произошло это благодаря Искусству.

Наш фильм – это история о людях, которые остались Людьми и продолжали жить, когда проще было умереть.

Это наш способ выразить им свое уважение. Извиниться за прошлое. И передать дальше их истории. С надеждой, что события, о которых мы рассказываем, никогда не будут забыты и никогда не повторятся.


Юлия Колесник – режиссер-постановщик 

Андрей Мигачев – автор сценария

Выпускник  ВГИКа, сценарная мастерская Натальи Борисовны Рязанцевой. С 2003 года написано несколько десятков сценариев, по 10 поставлены фильмы, в том числе такие как «Короткое замыкание» (новелла «Срочный ремонт»), «Тульский-Токарев», «Разметка», «Нижняя Каледония», «Червь» и другие.